Вам холодно в декабре? Скучно на родине? Хочется новых ощущений? Ломает лететь за тридевять земель? Тогда в качестве альтернативы ковырянию в носу и поеданию мандаринов предлагаю возможность посетить такой далекий и неведомый обычному россиянину ближневосточный Катар.
Предваряя свое повествование об опыте пребывания в этой стране, хочу обратить внимание на то, что справочной туристической информации о местных обычаях и нравах найти в интернете довольно проблематично, а те, что доступны – датируются 2007 годом и ранее. При этом, жизнь в Дохе, как и в любом ближневосточном городе, течет по своим собственным законам и правилам, то взрываясь событиями, то затихая на месяцы (особенно летом).
СТРАНА
Вся страна Катар – это небольшой аппендикс, который выпирает в Персидский залив на несколько десятков километров. Учитывая, что расстояния до самого дальнего от Дохи города – не более 100 километров, можно представить приблизительные размеры этого ближневосточного государства. Для информации отмечу, что Катар мало чем отличается от своих соседей – ОАЭ и Саудовской Аравии, при этом общая длина границы с ними – всего 80 км! Как и у соседей, здесь присутствуют месторождения нефти и природного газа, что сделало Катар вторым в мире государством по доходам на душу населения.
Кроме того, отмечу поразительный уровень урбанизации, ведь практически все население страны сосредоточено в единственном городе, деловой и культурной столице, единственном мегаполисе Катара – Дохе. Именно здесь вершатся судьбы страны и ее жителей, поскольку прямо в центре города располагается огромный дворец эмира Хамада бен Халифе аль-Тани, обожаемого и превозносимого до небес всеми катарцами.
Надо сказать, что превозносить Хамада есть за что – за последние десять лет Доха превратилась из провинциальной региональной хибары в один из центров бизнеса и культуры на ближнем Востоке. Пусть в большей степени это связано с добычей полезных ископаемых, но все эти золотые горы остаются в стране и направлены на благополучие и развитие жителей. Один маленький пример – при рождении ребенка у подданного Катара эмир дарит семье джип Тайота Лэнд Крузер, и в дальнейшем максимально оплачивает все потребности семьи по этому поводу. Вы про такое слышали в России?
НАСЕЛЕНИЕ
Жители страны – публика довольно разношерстная, поскольку высокий уровень доходов и возможность заработать приличные деньги привлекает сюда жителей из близлежащих государств – Пакистана и Ирана. Отдельно отмечу огромное количество индусов, которые в основном занимают подсобными работами. Самих коренных катарцев не более 200 тысяч, и отличить их от другого населения не составляет большого труда – как правило это люди с хорошим достатком и соответствующими атрибутами в виде белоснежных одежд и дорогих автомобилей.
Женщины в Катаре – это отдельная песня, которая в определенный момент становится траурным маршем или вальсом Мендельсона в зависимости от конкретной ситуации. Строгие мусульманские обычаи и законы не позволяют девушкам ходить ни в чем ином, кроме как в черной парандже. При этом, в зависимости от социального статуса и семейного положения женщины в Катаре: 1. ходят с открытым лицом; 2. ходят только с открытыми глазами; 3. ходят в наглухо закрытых нарядах. Пристально рассматривать, а тем более фотографировать их я тоже не решился – скорее всего это запрещено местными законами.
ОБЫЧАИ
Вполне логично, что местные обычаи целиком и полностью перекликаются с мусульманской религией, а также традиционными для Востока порядками и нравами Так, находясь в непосредственной близости от Персидского залива, запрещено в нем купаться кроме как на специальных пляжах. Так, вход на самый дешевый из них стоил мне 15 долларов, пляжи при отелях Мариотт и Шаратон стоят еще дороже. Также не рекомендуется гулять в шортах, хотя в такую жару носить на себе джинсы просто невыносимо.
В Катаре действует абсолютный запрет на ввоз, продажу и употребление алкоголя любых сортов и крепкости, что связано с мусульманским запретом. Вместе с тем, в некоторых дорогих отелях по предъявлению паспорта могут продать алкоголь, но стоимость его очень высока. Как вы понимаете, сам я этого не видел, но знаю со слов попутчиков. Вместе с тем мне посчастливилось ехать в лифте с одной европейской парой, которые было буквально в говно. До сих пор пытаюсь понять, как же им это удалось.
Каждые шесть часов из мечетей по всему городу разносятся громогласные молитвы, а учитывая их различную удаленность и громкость, а также то, что молитвы в каждой из мечетей начинаются не совсем одновременно, создается сюрреалистичное впечатление от попадания куда-то в Афганистан, в те далекие 80-е, когда там присутствовали наши войска и было снято много фильмов на эту тему. Особенно обостряются эти ощущения в 5 утра, когда ты вскакиваешь с кровати от того, что рядом началась молитва!
Традиционным для востока делом является возможность торговаться на базарах и рынках по любому поводу. Так, я был свидетелем, как цены на украшения из золота сбивались в пять (!!) раз относительно стартовой. Чего уж говорить про другие, более скромные покупки. Вместе с тем отмечу, что и в этом искусстве надо знать толк, и местное население очень тонко чувствует настрой потенциального покупателя и его финансовые возможности
ЕДА
Вообще, я слабо знаком с восточной пищей, однако наслышан, что блюда здесь как правило очень острые. Впрочем, сказать острые – это не сказать ничего, даже самые деликатные блюда из курицы вызывают приступ огненного пламяизвергателя вне зависимости от количества потребляемой жидкости. В связи с этим количество потребляемой вне отеля пищи я рекомендую свести к минимуму – это действительно будет полезнее для вашего организма как минимум, а как максимум – для здоровья в целом.
В центральной части города рядом с Сук Вагиф расположено огромное количество местных «ресторанов». Достаточно попасть в один, чтобы оценить качество сервиса – это обычные чебуречные или рюмочные в каком-нибудь захудалом селе глубинки России. Рассчитанные на малообеспеченных приезжих, тут не заморачиваются над уровнем сервиса и чистотой посуды, а значит к возможности сгореть изнутри от куска говядины, добавляется еще реальная угроза заразится какой-нибудь болезнью. Сами жители Катара в таких заведениях предпочитают общаться за чашкой горячего чая или кофе.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕНЬ
18 декабря в Катаре празднуется Национальный день – один из местных праздников, помимо дня Независимости, дня рождения Амира и мусульманских праздников. Все местное население с раннего утра вываливает на улицы и ходит в хаотичном направлении, тем самым давая понять, что сегодня будет что-то важное и интересное. Часов в 10 на набережной Корниш стартует военный парад, который принимает лично эмир Катара. Здесь есть все – всадники на верблюдах, бегущие на месте военные из спецподразделений, новые танки и старая советская противовоздушная техника, военные истребители и суперсовременные пассажирские лайнеры Катарских авиалиний, катера береговой охраны и подразделения пожарных. В общем, все смешалось в этом странном параде, который длится почти 2 часа!
По окончании парада местное население, похоже, окончательно лишается рассудка – люди ездят на крышах автомобилей, все размахивают флагами, флажками и флажищами, автомобили повсеместно сигналят, кто-то газует настолько сильно, что взрываются газы из выхлопной трубы. В общем, сумасшедший дом. Но самый реальный трэш начинается вечером на все той же набережной Корниш – тысячи людей радуются празднику, танцуют, дудят в дудки и всячески выражают свои эмоции. Более того, я постоянно видел парней и мужчин, ходящих за ручку и обнимающихся. Скорее всего, это геи 🙂
Ну и кульминация – ровно в 8 часов залив окрашивается в цвета фантастического по размаху фейерверка. На протяжении 20 минут точно под музыку в небо взлетают тысячи факелов, снарядов. Это действительно фантастическое шоу, и такого я не видел нигде и никогда, по ощущениям это действо стоит не один миллион долларов.
ТРАНСПОРТ
Транспорт в Катаре в целом и в Дохе в частности – это только автобусы и такси. Первыми, как правило, пользуются малообеспеченные слои населения, стоимость проезда относительно невелика, а сами автобусы ходят почти во все концы страны достаточно регулярно. Что касается такси, то большинство работников в них – приезжие, а значит они максимально настроены на то, чтобы обмануть или развести потенциального клиента. Учитывая свой богатый опыт передвижения на такси могу сказать, что такси можно поймать на улице (больше 10 минут никогда не требовалось), либо вызвать по телефону. В первом случае вам будет предложено прокатится по гибкому прайсу, и тут вы можете поторговаться, но цена будет определенно завышена относительно второго варианта. Этот самый второй вариант предусматривает ожидание машины примерно в течении получаса, запись всех ваших данных, включая номер телефона и ID (типа местного паспорта), зато проезд тарифицируется только по счетчику.
Гораздо более значительная часть населения Катара имеет машины и передвигается исключительно на них, причем машины эти абсолютно разнообразные – от дорогих джипов и лимузинов до старых японских моделей. Абсолютное предпочтение здесь отдается Тайоте, Нисану, американским производителям. Встретить французских автомобилей так и не довелось, равно как и китайских, а из немецких – лишь БМВ и Мерседесы представительского класса. Стоимость бензина порядка 6-8 рублей, как говориться – почувствуйте разницу! К личному транспорту тут относятся довольно небрежно, правила движения нередко нарушаются, а автомобильные клаксоны слышаться регулярно со всех сторон.
ЭПИЛОГ
В целом, Катар – место довольно милое и интересное. Но делать здесь, я вам скажу, совершенно нечего, поскольку развлекаться не позволяют местные обычаи, а исторических памятников – кот наплакал. Можно, конечно, поколесить по стране, полазить по пескам, но для активного отдыха, наверное, больше приспособлен ОАЭ. Полагаю, все изменится к 2022 году, когда здесь состоятся матчи чемпионата мира по футболу. Чует мое сердце, к этому времени некоторые лишние строгости будут несколько смягчены, а жизнь туриста в Дохе станет на порядок интереснее и насыщеннее.
P.S. Ну и пару слов о перелете. Летел Emirates – одной из лучших компаний в мире, и уже на взлетной площадке при буксировке от терминала выяснилось, что какие-то неполадки в двигателях. Задержали рейс на 3 часа, но долетели без происшествий. Пожалуй, что если бы это были не Emirates, я бы жидко обделался от такого оборота событий. И еще. Из Дубай в Доху летели на Airbus A330-200, огромная махина на 350 человек, а лететь всего 45 минут – взлетел, 10 минут горизонтального полета, и уже на посадку. В общем, мне понравилось 🙂