Римская империя. Вечный город. Ватикан. Гай Юлий Цезарь. Бои гладиаторов… Любому человеку, хоть изредка посещавшему в школе уроки истории, эти слова говорят о многом. Первые ощущение при знакомстве со столицей Италии – время сошло с ума. От непосредственного соседства памятников древнеримской эпохи, средневековых архитектурных ансамблей и атрибутов современной высокотехнологичной цивилизации порой терялось ощущение реальности происходящего. История той эпохи воспринимается совсем по другому, когда от величественных памятников прошлого тысячелетия отделяет лишь несколько метров, когда выходя из римской подземки ты практически упираешься в грандиозный по масштабам и архитектуре Колизей.
Рим условно можно разделить на две части – исторический центр города, насквозь пронизанный туристическими маршрутами, и периферийные районы, состоящие в основном из 3-5-этажных жилых домов.
В центральной части располагается большинство памятников древнеримской и средневековой эпохи. Не могу сказать, что городские власти трепетно относятся к их неприкосновенности и сохранности – практически во все здания можно попасть без труда, заплатив при этом символическую сумму или вовсе бесплатно.
Размеры «старого Рима» таковы, что за 3-4 часа можно посетить все наиболее известные памятники – Колизей, пьяца Венеция, Пантеон, площадь Св. Петра, Ватикан, фонтаны Треви.
Особое очарование город приобретает в вечернее время суток, когда включается подсветка зданий. При этом нельзя не сказать о большом количестве мусора и грязи, изрисованных стенах и витринах на окраинах Рима. Пожалуй, все это в совокупности несколько портит представление о городе в целом.
Транспортная система города кажется на первый взгляд нестандартной. В центре Рима располагается крупный транспортный узел – Термини, и именно здесь начинаются большинство городских автобусных маршрутов, следующих во все точки города.
Стоит отметить тот факт, что автобусы в городе ходят круглосуточно, и в ночное время добраться до отеля не составляет такой большой проблемы, как, например, в Москве.
Совсем по-другому организована работа римской подземки – в городе лишь две ветки метро – красная (А) и синяя (В), которые частично проходят над землей. Имеет римское метро и несколько специфических особенностей, например, большинство составов на 80-90% разрисованы граффити; интервал движения в среднем составляет 6-7 минут, однако в утренние часы поезда могут ходить с 10-15 минутным промежутком; закрывается метро уже в 9 вечера.
Переход между двумя линиями располагается все на той же станции Термини, здесь же располагается единственный в городе крупный железнодорожный вокзал, с которого можно добраться в любую точку Италии или объединенной Европы.
Что касается автомобильного движения, то основная часть частного транспорта в Риме – малолитражки Фиат, Рено и Смарт. Объясняется это двумя основными факторами: дорогим бензином (литр АИ-95 стоит примерно 1,3 Евро) и недостатком места для парковок.
По этом же причинам значительное количество римлян предпочитают передвигаться по городу на мотоциклах, скутерах и мопедах, благо погода позволяет это делать практически круглогодично.
Жители Рима с первого же момента пребывания в городе вызывали самые позитивные эмоции – общительные люди, они своим темпераментом и поведением чем-то напоминали россиян.
В итальянцах совместились две основные черты характера: безграничная энергичность (за время пребывания в Риме я не встретил ни одного скромного или молчаливого итальянца) и непосредственность. Большинство жителей и работников сферы услуг сносно говорят по-английски, что значительно упрощает процесс общения.
Помимо непосредственно итальянцев, в Риме проживает большое число приезжих из африканских стран и восточной Европы, включая страны бывшего СССР. Из разговоров с ними стало ясно, что найти работу приезжим не очень сложно, однако зарплата при этом не будет превышать 1500 Евро, что с учетом римских цен не так много.
Также в недалеко от Термини существует несколько муниципальных бесплатных ночевок, где малоимущие или бездомные могут поужинать и переночевать.
Как и любая национальная кухня, итальянская сфера пищевых услуг имеет свои особенности. К таковым в первую очередь относится ограниченность предлагаемых блюд. По сути, все итальянские кафе делятся на несколько основных видов: пиццерии, пастерии, «фастфуд» и кафе с национальной кухней других стран, причем последних – значительное меньшинство.
Пицца – поистине национальное блюдо, попробовать которое можно буквально в любой точке города. При этом, даже в этом достаточно традиционном с кулинарных позиций блюде, итальянцы порой умудряются использовать необычные компоненты, такие как яйца, картофель или ананасы.
В среднем, перекусить в кафе стоит не менее 5-6 Евро, при этом не играет большой роли где вы это делаете – в пиццерии или Макдоналдсе. Еще один любопытный момент – в Риме довольно дорогие безалкогольные напитки, при этом в центре города часто встречаются специально оборудованные краны с водопроводной водой, которую может пить любой желающий – общеизвестно, что качество водопроводной воды очень хорошее (проверено на себе).
Спортивная жизнь столицы Италии бурлит круглогодично. Практически в любом виде спорта римские клубы занимают ведущие позиции в национальном чемпионате, а порой и в европейских турнирах.
Особняком стоят спортивные клубы «Лацио» и «Рома» – непримиримые футбольные соперники. Историю противостояния этих клубов можно прочитать в любой футбольной энциклопедии, однако их соперничество выходит за рамки «Стадио Олимпико».
Болельщики обоих клубов без симпатий относятся друг к другу, подтверждением чему служат изрисованные стены с проклятиями в адрес соперников.
Если говорить о спортивных болельщиках, то ими в той или иной мере является все мужское население города, а известная газета «Газетта де ла Спорт» огромными тиражами расходится в считанные часы.
Подводя итог небольшой экскурсии по Риму хочу сказать, что любые слова не смогут описать и сотой доли той красоты, исторического наследия, культуры, которые сосредоточены в столице Италии.
1 thought on “Вечный Рим”